
Что нужно изучать в школах ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, которые для простоты я буду называть Новой Россией?
Так нужно ли там преподавать украинский язык? Публицист Егор Холмогоров утверждает:
«Украинский язык, как домашний диалект, прекрасно могут изучать дома те, кто на нём говорит. Однако на освобождённых территориях говорят не по-украински, а по-русски или, в крайнем случае, на суржике. Но «украинский язык», преподаваемый в школе, с этим народным наречием не имеет ничего общего…
Мова была инструментом конструирования анти-России, и любой школьник, который полезет читать тексты на ней вне рамок школьной программы, легко в этом убедится. Зачем отнимать ради «брехни Тараса» часы изучения «строчек из Александра», в которых даже про Украину сказано гораздо красивей?"
А вот мнение замминистра просвещения Александра Бугаева:
«Это правильно, когда человек имеет право по желанию знакомиться и изучать свой родной язык. Учебное пособие появится.
Мы готовим тот учебник, который отразит всю красоту и чистоту того традиционного украинского языка, который в советский период изучался в лучших наших педагогических традициях".
В чём-то они оба правы, а в чём-то, как мне кажется, ошибаются. Бесспорно, язык УССР более литературен и понятен народу, чем незалежный новояз 1991−2025 годов. Однако оба языка созданы искусственно.
В 1916 году их не поняли бы все селяне Малороссии, а в городах газеты на «литературном украинском» языке могли читать менее 4 процентов жителей. До 1917 года общение в городах велось почти целиком на русском, а в сёлах в зависимости от региона, от 20 до 80 процентов — на русском, а остальное — на местном языке (наречии).
В Слободской Украине, включая Харьков, господствовал суржик — смесь русского и украинского языков, на Полтавщине и Черниговщине — полтавское наречие, в Полесье — диалекты полесского языка (ряд историков считают, что полещуки произошли не от славян, как русские, украинцы и белорусы, а от праславян).
Галиция и Закарпатье окончательно вошли в состав УССР лишь в 1944 году. Причём интеллигенция и духовенство буквально умоляли Сталина присоединить Закарпатье к РСФСР и не связывать его с Украиной. У них был свой русинский язык («руська биседа»). В Галиции была своя мова, которую не понимали киевляне ни в 1917-м, ни в 1977 году.
«Литературный украинский язык» стала создавать «хуторская интеллигенция» с середины XIX века, привнеся в местные диалекты полонизмы и галицийскую мову. В 1920-х годах большевики модернизировали «литературный украинский язык» и сделали его государственным языком УССР. А с 1991 года на Украине создаётся новояз, в который введено порядка 50 тыс., а то и 100 тысяч новых слов.
В языковом отношении Российская империя мало отличалась от европейских стран, той же Германии, Франции, Испании и др. В каждом европейском государстве также имелось множество языков. Однако уже к началу XIX века победил один язык, который и стал государственным. Во Франции им стал «Parler parisien», в Германии — «Hochdeutsch». На этих языках велось делопроизводство, его изучали в школах, а все остальные языки стали называть «местными».
Местные языки в отдельные периоды изучались в начальных классах школ своих регионов, а иной раз и запрещались. Но никому в голову не приходило создавать ещё один искусственный язык на базе нескольких местных языков. Например, создать новый язык на базе гасконского и прованского и назвать его «окраинно-французским».
На мой взгляд, язык УССР куда лучше нынешнего новояза. Но, повторяю, оба языка — искусственные. Не проще ли ввести в школах Новой России несколько вариантов учебника «Родная речь», написанных на языке (диалекте), на котором говорили люди региона до насильственного введения в 1930-х годах языка УССР? Кстати, и к 1991 году в сёлах значительная часть населения говорили на своём наречии, а не на литературном языке УССР. Естественно, что «Родная речь» должна преподаваться исключительно факультативно.
Наряду с историей РФ следует ввести обязательный предмет «Историческое краеведение». Два века царские профессора коверкали отечественную историю, затем 70 лет это делала красная профессура. А с 1991 года киевские профессора и политики создали фантастическую историю «Украинской державы», существовавшей, как минимум, две тысячи лет.
Детям 7−12 лет вдалбливали, что Одессу, Харьков, Мариуполь и все остальные города Новороссии основали украинские казаки. А ещё в XVII веке Ахтиарская бухта была главной военно-морской базой украинского флота и основал её гетман Петро Сагайдачный. Во многих городах Новой России даже поставили памятники их «основателям»: в Харькове — казаку Харько, в Севастополе — гетману Сагайдачному
Мы понимаем, что это — бред. Но, как известно, «ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой», особенно, когда её вбивают, начиная с детского сада. Выбить этот бред учебникам «Истории России» будет весьма трудно. Ребятам из Донбасса или Запорожья не особенно интересно присоединение к России Средней Азии, Дальнего Востока, русско-японская война
Из курса «Исторического краеведения» школьники узнают, кто построил древние городища, курганы, каменных идолов, основал города, строил большие заводы, верфи, гидроэлектростанции, в 1918—1920 годах защищал Новую Россию от интервентов, белогвардейцев, махновцев и петлюровцев, в 1941—1945 годах — от немцев, итальянцев, румын и украинских националистов, а в 2014—2025 годах — от киевской хунты и помогавшей ей «всея Европы».
Недавно в российских школах ввели забавный предмет «Семьеведение». Любой учебник по «Семьеведению» по определению не может соответствовать жизни огромной многоконфессиональной и многонациональной России, да ещё страны с наибольшим в Европе разрывом в уровне доходов населения.
На мой взгляд, предмет «Семьеведение» — пустая затея и лишняя нагрузка на и так перегруженных старшеклассников. Куда лучше в Новой России ввести предмет «Моя семья». Предмет будет посвящён жизни и быту людей их города или сельского района за последние 100, а то и 200 лет.
Предмет «Моя семья» станет не повторением, а дополнением к предмету «Историческое краеведение». «Краеведение» — это история края, а «Моя семья» — история семьи, как элемента истории края.
Пусть дети прочтут письма своих родителей, дедов, прадедов. По возможности им помогут сотрудники архивов. Дети будут составлять свои родословные, как и откуда приехали в Новую Россию их предки. Как их предки учились в Москве и Ленинграде, бесплатно отдыхали в пионерлагерях, домах отдыха, санаториях, как в своём регионе, так и на курортах Крыма и Кавказа.
Пусть дети узнают, как их деды и прадеды воевали, строили заводы, электростанции, бесплатно учились в вузах, бесплатно лечились, бесплатно получали квартиры
Пусть дети найдут своих родственников, хотя бы и дальних, во всех частях России. Предмет «Моя семья» поможет детям осознать, что они являются частью России и практически не имеют отношения ни к Галиции, ни к Польше, ни к Закарпатью.
Учебник «Моя семья» внесёт большой вклад в денацификацию и деукраинизацию подрастающего поколения, станет элементом движения «Бессмертный полк», а главное, поможет вырастить достойное поколение жителей Новой России.